Народный портал города Лида - Новая Лида

 Курсы валют
Курсы НБ РБ на 26.02.2022
100 Гривен 9.3575нет изменений
1 Доллар США 2.7977нет изменений
1 Евро 3.1375нет изменений
10 Злотых 6.7674нет изменений
100 Российских рублей 3.2391нет изменений
 Медиа архив
 Пользователь
Имя
Пароль

Жрицы любви работали за 30 копеек

Жрицы любви работали за 30 копеек

История публичных домов в Гродно.

Сегодня в телевизионных ток-шоу обсуждают возможность легализации проституции в Беларуси. Парламентарии пока от рассмотрения этой темы отказываются. 

Вместе с тем официальные жрицы любви в Гродно появились два века назад: жили они по билету вместо паспорта, за встречу брали копейки и ходили два раза в неделю на медосмотр. Историю гродненских борделей изучала журналистка «Вечёрки».

Солдатские забавы
Официальные публичные дома появились в Гродно два века назад, причем со скандалом. Оказалось, что первое из подобных заведений расположилось у подножия… Бернардинского костела, что вызвало негодование верующих, а настоятелю даже пришлось писать прошение о закрытии борделя. Правда, сделать это было достаточно трудно. Рядом находились казармы, а для военных, собственно, и нужны были куртизанки. Оставшись без женского внимания, солдаты могли устроить бунт или учинить беспорядки в городе. К примеру, в гродненском архиве хранится коллективное письмо солдат губернатору, в котором служивые жалуются на высокие цены в «дворянских» публичных домах, просят создать более демократичные заведения и предупреждают, что в случае отказа устроят «скандалы» и будут «ловить на улицах честных женщин». Действительно, гродненские заведения различались по цене — в «дворянских» обслуживали клиента за рубль, в «солдатских» — за 30–50 копеек.

По словам историка Александра Радюка, обычно публичный дом занимал несколько съемных комнат в жилых строениях. В подомовых описях значились подобные сведения: публичный дом, содержащийся Иофе, в доме Шварца на улице Городничанской или дом терпимости мадам Эбер, расположенный вблизи Старого замка в доме солдата Дорошкина. Женщины не обязательно работали «под мамкой», встречались также одиночки, арендовавшие комнаты.

С проститутками могли соседствовать врачи, чиновники и учителя. Понятное дело, почтенные жильцы не были от этого в восторге, о чем говорят сотни жалоб в полицейские участки. Как только на определенной улице появлялся публичный дом, она становилась криминогенной, а дома в округе сразу падали в цене — здесь легко можно было получить «под глаз» от клиентов борделя, которые зачастую приходили сюда в подпитии. Не обходилось без крупных криминальных историй. Из милицейского рапорта, датируемого 1876 годом, узнаем, что ночью 30 сентября нетрезвый чиновник со своим товарищем-телеграфистом пришел в публичный дом Кухарской. Обидевшись на насмешки девки Ясинской, запустил в нее и хозяйку борделя керосиновую лампу, отчего женщины сгорели заживо.

Обстановка в борделях мало напоминала ту атмосферу, которую мы видим в фильмах, — в реальности вместо дорогих мягких диванов, музыки из граммофона и шампанского в приемных комнатах была антисанитария с мусором, пылью и паутиной, а из мебели — лишь пошарпанная кровать со стулом. Не лучше были условия в номерах при корчмах и тавернах, где жрицы любви часто снимали номера.

Единственный случай, когда дом терпимости был построен специально, относится к 1890-м: на свои средства подобное заведение возвела Роза Глаз в районе бывшего тонкосуконного комбината.  

Билет вместо паспорта
Проститутки состояли на учете в милиции, куда сдавали паспорта, а вместо них получали билеты. По правилам, утвержденным господином министром внутренних дел Российской империи в 1844 году, жрицы любви должны были посещать врачей два раза в неделю, с такой же периодичностью ходить в баню, быть не моложе 16 лет и мыть известные части тела холодной водой до и после каждой встречи. Эти же правила регламентировали то, что содержать публичные дома могли только женщины. Как пояснил Александр Радюк, не все из предписаний выполнялись — в домах терпимости находились и 15-летние девушки, а организовывали заведения и мужчины, оформляя их на подставных лиц женского пола.

В царское время в Гродно официально работало примерно 60–80 жриц любви. Согласно переписи населения 1987 года, в основном они были белорусками, на втором месте — польки, на третьем — еврейки. Среди ночных бабочек можно было встретить представителей разных сословий: от грамотных дворянок, обедневших или пристрастившихся к алкоголю, до солдаток, чьи мужья или отцы ушли на службу в армию, и простых селянок. Однако обычно все они были приезжими. В родном городе работать было не принято. Останавливались в городе на несколько лет, ведь клиенты требовали обновления состава.
По той же переписи, в Гродненской губернии работало 10 «проститутов». Историки склоняются к версии, что они имели традиционную ориентацию и обслуживали женщин.

По словам Александра Радюка, в областном центре было большое количество нелегальных проституток. В случае обнаружения они высылались из города. Ведь в Российской империи шла борьба с сифилисом: венерические заболевания среди военных зашкаливали. Официальных же жриц любви можно было контролировать. Судя по архивным сведениям, их госпитализировали, часто бесплатно, и после нескольких недель лечения они возвращались на работу.

Красные бантики
После затишья на военный период с 1914 по 1918 годы, когда бордели были запрещены, ночные бабочки снова появились в городе уже «за польским часом». Они жили теперь по своим паспортам и обитали, как правило, на съемных квартирах в центре города. Городской «стометровкой» становится улица Губерта (нынешняя улица Тельмана, где по иронии судьбы сегодня расположены правоохранительные учреждения). Чтобы ее обозначить, здесь даже ставят красные фонари. По словам историка-краеведа Натальи Канюк, камерную улочку обходили барышни из приличных семей, ведь здесь дефилировали проститутки в поисках клиентов, которых затем вели в свои апартаменты или номера «Рояля» (бывший ресторан «Белосток»). Но променад проходил в многолюдном месте, и девушки легкого поведения придумали способ сделать себя узнаваемыми. У ночных бабочек обязательно в наряде присутствовал элемент красного цвета — бантик, юбка, зонтик или алая помада на губах.

Как рассказала Наталья Канюк, в милицейских протоколах часто фигурировала эта улица. Здесь «официальные» жрицы любви разбирались с «нелегальными»: девушки вырывали клочья волос друг у друга и дрались зонтиками. Мужчин, занимающихся проституцией, нельзя было встретить на улице, обычно они принимали в специальных борделях. Один из таких располагался на берегу Городничанки по улице 11 Лiпеня: в деревянном бараке работали молодые люди от 23 до 25 лет.

21.03.12 13:48 / Просмотров: 4949 / ]]>Печать]]>
Информация предоставлена Вечерний Гродно
Тэги : история
 
В этом разделе:
 Обсуждение
Чтобы начать обсуждение, нажмите кнопку "Добавить комментарий"
 
 Реклама

 Погода в Лиде
Лида, Беларусь
Сейчас: +16 °C
Ясно
 Опросы
Готовы ли Вы радикально изменить свою жизнь?
Никогда не задумывался об этом
Иногда абстрактно думаю, что было бы неплохо это сделать
Собираюсь это сделать в обозримом будущем
Сейчас в процессе изменений
 Календарь новостей
«Апр.2024
Пн.Вт.Ср.Чт.Пт.Сб.Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
 Новости страны
© 2024 НИРП "Новая Лида". v. Hermes. TERMS OF USE || Privacy Information.