Традиция привлекать учащихся к уборочной кампании уходит корнями в советское время. В России она сошла на нет еще в девяностых, а у нас развивается до сих пор. Сейчас по всей стране "на картошке" трудятся тысячи студентов и школьников. Должны ли они учиться или помогать "по хозяйству"? И нужна ли хозяйствам такая помощь?
Полевые работы
Понятие "выехать на картошку" далеко не всегда подразумевает уборку картофеля. В СПК и колхозах молодежь занимается сбором яблок, моркови, свеклы, подъемом льна. По данным Миноблисполкома, во время уборочной кампании на поля области ежедневно выезжает 9,5 тысячи учащихся из 180 учреждений образования. В других областях масштабы поменьше. Власти Витебской области ежедневно отправляют "на картошку" 5738 студентов и 6502 школьника.
Гродненская область работает на опережение графика. Как удалось узнать в комитете по образованию облисполкома, на время уборочной кампании "в поле" должны отправиться 9589 учащихся. Видимо, на практике эта цифра будет выше как минимум в два раза – в первой половине сентября "на картошке" побывало 9710 человек.
Сколько "помощников" будет отправлено на осенние сельскохозяйственные работы в каждой конкретной области, определяет облисполком. Он принимает решение о направлении учащихся в районы. Район, в свою очередь, руководствуется заявками хозяйств. Они заключают договоры с учреждениями образования, в которых прописано количество учащихся, график их работы и схема оплаты.
Согласно действующему законодательству, срок участия в сельхозработах несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет не может превышать 6 дней, в возрасте от 16 до 18 лет — 12 дней, включая обязательный выходной. Иногда "командируют" и на один день. Школьники работают обычно по 4 часа ежедневно, студенты – не более 8 часов.
Цена гектара – 3 тысячи рублей
Молодежь обычно воспринимает "картошку" позитивно. Лишнюю неделю каникул учащиеся не настроены тратить на работу. Каждую группу сопровождает педагог, который следит не только за порядком, но и за трудовой успеваемостью. Кроме того, от производительности зависит зарплата, но практика показывает, что для молодых и веселых это слабый стимул.
"В первый раз я поехала со студентами на картошку еще в начале семидесятых, - вспоминает преподаватель Лидия Константиновна. - Для нас это праздником было: целый месяц на свежем воздухе. Ну и деньги платили, разумеется. За это студентам всегда платили, даже в Советском Союзе".
Сейчас расценки на "детско-юношеский" труд зависят от финансовых возможностей хозяйств, в которых трудятся помощники. Кроме того, последним вручается премия по окончании сельхозработ.
В РУСП "Селекционно-гибридный центр "Западный" (Брестская область), согласно нормам, один школьник за один рабочий день (4 часа) должен прополоть 4 га зерновых (видовая прополка зерновых). За это он получит 12 520 рублей. Эта и без того небольшая сумма выходит с учетом стопроцентной наценки. Без нее "голый оклад" школьника составил бы около 1500 рублей за 1 га.
Ситуация в других хозяйствах выглядит не так удручающе. По информации westki.info, хозяйство "АгроБересневка" (Витебская область) за уборку картофеля платит 30-40 тысяч рублей в день. При этом дневная трудовая норма составляет 480 кг. СПК "Октябрь-Гродно" (Гродненская область) имеет возможность пополнить карман студентов, собирающих там яблоки, на 25-30 тысяч ежедневно. Рабочий день длится 7 часов.
"Молодежь не хочет трудиться, - сообщили в хозяйстве. - Можно зарабатывать по 60-70 тысяч в день. У нас столько и получают люди, которые, например, через центры занятости приезжают. Они по полтонны яблок за день успевают собрать".
Работают “как школьники”
12 сентября мэр столицы Николай Ладутько поручил привлечь к уборке овощей старшеклассников минских школ. "Ручками своими соберут, привезут и будут потреблять", - обрисовал картину председатель Мингорисполкома. Соответственно, потреблять власти предложили натуральные соки из собственноручно собранных свеклы и моркови.
Первые группы учащихся уже выехали на поля. Один из пунктов их назначения - совхоз-агрофирма "Рассвет" Минского района. На вопрос о том, эффективно ли работают школьники, сотрудники хозяйства ответили: "Как школьники". За это по-школьному и получают – 21 тысячу рублей за 190 кг в день. "Массовостью берем", - пояснили в хозяйстве. Кстати, как рассказал один из сотрудников совхоза, по зарплате "Рассвет" занимает третье место от конца в своем районе.
Проверка на морковку
Раньше распространенной формой оплаты за участие в сельхозработах был натурпродукт. Урожай с полей студенты и школьники увозили мешками. Сейчас эта практика сошла на нет.
"Как-то поехали мы морковь копать, - рассказывает бывший студент Гомельского железнодорожного техникума. - Весь рабочий инвентарь, который нам выдали, был сведен к одному ведру на несколько человек. Зато перед отъездом нам устроили "проверку на морковку". Сначала был личный досмотр – проверяли карманы. За ним последовал досмотр автобуса". Рассчитывать на то, что с территории хозяйства удастся вынести часть добытых у земли овощей, молодым людям не приходится.
Студент гуляет, учеба идет
Как удалось узнать у участников событий, напрягать позвоночник в хозяйствах им особо не приходится. "В основном это очень весело. Загорали, купались, выпивали. "Комсомольцы" тоже встречались, но таких были единицы", - делятся опытом бывалые.
"От одного учебного заведения мы посылаем по 2 группы учащихся. Чередуем группы: сначала едет одна на 2 недели, а потом её сменяет другая. То, что ребята пропустят сейчас, они смогут наверстать за счет консультаций и дополнительных занятий", - сообщила начальник отдела профессионально-технического образования комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Жук.
Представители вузов, которые обычно заключают договоры с хозяйствами, подтверждают ее мысль. "Студенты осилят всю программу. Есть интернет, есть учебная литература", - однозначно заявили в Витебском государственном университете им. Машерова. Сейчас "на картошке" находятся около 300 студентов этого учебного заведения.
Сельхозработы – инициатива, которую не назовешь однозначной. Не вызывает сомнения только радость учащихся, которым власти на законном основании продлевают каникулы в среднем на одну-две недели. А вдогонку награждают смещенным графиком учебы и необходимостью догонять программу самостоятельно. "Командированные" не против заплатить такую цену за возможность погулять на свежем воздухе. А чиновники не против им такую возможность предоставить. Все довольны, а вот отметки от этого выше не становятся.
К слову, традиция не работать прижилась "на картошке" не вчера. Ленятся не только студенты и школьники. Работники предприятий тоже не прочь отдохнуть на свежем воздухе. "В конце 90-х отправили в подшефный колхоз. Работали ровно один день, удивляясь тому, как на нас смотрели колхозники. Следующие три недели свелись к купанию в Селяве, рыбалке, ночным посиделкам и имитации работы во время приезда начальника".