Совсем скоро, в апреле, выпускников ждет распределение. Многие молодые люди волнуются, и их можно понять. Ведь не так просто сорваться с насиженного места, где ты родился и вырос, и уехать даже в другой город. «Комсомолка» решила узнать, как живется молодым специалистам на селе, и отправилась в гости к бывшим выпускникам.
«Дети просят остаться»
23-летняя Анна Сайчук окончила в прошлом году Барановичский университет и по распределению попала в поселок Песочное Копыльского района. Здесь в сельской школе она преподает немецкий и английские языки.
Когда я увидела Аню на крыльце сельской школы, то удивилась - передо мной стояла красивая, ухоженная девушка, совсем не похожая на тот образ сельской учительницы, который я себе представляла. Мы оказались на уроке в шестом классе.
- Открываем учебники и читаем текст, - перед школьниками голос девушки стал строже. - В Германию я езжу с детства, где провожу все лето, - рассказала после урока Аня. - Зная это, мои ученики часто просят меня рассказать что-нибудь о местах, в которых я побывала. Я показываю им свои фотографии, рассказываю про своих друзей-немцев, приношу им немецкие рождественские открытки… А недавно они попросили разучить с ними песни на немецком.
- Анна Ивановна, мы хотим вам что-то рассказать! - после урока к нашей собеседнице подбежали три девочки и потянули ее в сторону.
- Это девочки из седьмого класса. Они хотят, чтобы я помогла разучить им один танец. Знаете, летом они оборвали все клумбы - все несли мне цветы. А когда видят меня на улице, стучат в окна - ждут в классе… Дети боятся, что я уеду через два года. Просят меня остаться.
Агрохозяйство поселило Аню в домик, который находится от школы в полутора километрах. На работу девушка ходит пешком. Одноэтажный желтый домик с синей черепицей смотрится как сказочный. Наверное, подумалось, и внутри красиво. Но стоило нам зайти внутрь, как наше впечатление от дома резко поменялось.В коридоре вешалка и тумбочка для обуви. В комнате Ани кровать, полка с косметикой и… весы. Вместо карниза - веревка.
- Здесь был еще мой шкаф и кресло, но я увезла все обратно домой. От сырости мебель стала портиться, - говорит Аня, показывая на отклеивающиеся обои. - Сейчас я сплю в другой комнате - там теплее.
С Аней в доме живут еще две девушки, тоже молодые специалисты, приехавшие по распределению. Они живут в соседних комнатах. Но и там тоже не очень уютно. Голые стены, железные кровати, старый шкаф.
- Единственное, что меня радует, что у нас есть горячая вода и туалет в доме. Несмотря на отсутствие домашнего уюта, Аня старается не унывать, хотя и признается, что первые два месяца жизни в деревне были нелегкими.
«В деревню поехала ради красивой природы»
- Первое время я плакала, у меня была настоящая депрессия, - признается Аня, заваривая на кухне кофе. - Мама даже однажды сказала: «Больше не могу смотреть, как ты мучаешься. Приезжай домой - мы вернем деньги за твое обучение». Но потом я как-то привыкла. На выходные уезжаю в Барановичи, а вечером в будние дни смотрим с девочками фильмы, читаем книги. Хорошо, что интернет есть… Кроме того, ко мне часто приезжают друзья.
- А какая у тебя зарплата?
- Минимальная зарплата миллион семьсот, но говорят, что ее повысят. Вообще, если рассудить, все не так плохо. Моя однокурсница, получившая красный диплом, работает в деревне, где даже не ходят автобусы и выездной магазин-фургон! Да и у меня был выбор: ехать в Солигорск или деревню. Мне сказали, что в деревне, куда меня отправят, красивая природа: гористая местность, речка. Я и поехала. Вообще, я воспринимала распределение не очень серьезно. Думала, что такое два года? Отработаю это время на селе и вернусь домой. Только когда приехала сюда, поняла, что это совсем другая жизнь. От многого пришлось отказаться - развлечения, бытовые удобства.
- Что думаешь делать после распределения? Уедешь или останешься?
- Еще пока не знаю. Но если все-таки решусь остаться, первым делом поищу жилье получше. Вообще, я иногда думаю, что, наверное, я бы смогла здесь жить, если бы замуж здесь вышла. И машина нужна обязательно! (Смеется). Все же в город добираться автобусом тяжело.
«Осторожно, двери не закрываются!»
- Я не ожидал, что распределят в деревню. Все же надеялся, что буду в Столбцах - там в районной больнице я проходил интернатуру, - рассказывает 25-летний врач сельской амбулатории Максим Чемко.
Молодой человек окончил в 2010-м году Минский медицинский университет по специальности “врач-терапевт”, но сейчас работает врачом общей практики в амбулатории.
В деревню Старый Свержень Максим приехал с женой и ребенком. Молодого врача мы встретили по дороге, когда тот возвращался на служебной машине с вызова.
- Работа разъездная. Завтра мне нужно в другую амбулаторию, - говорит Максим, садясь за рабочий стол. Заполняя документы, Максим отвлекался на звонки и расспросы медсестры.
- А может, врач умеет читать по-польски? - зашла в кабинет женщина, держа в руках баночку. - Лекарство привезли, а по русски на этикетке ни слова.
- Давайте ее сюда, - тут же отозвался Максим. А покрутив в руках банку, заулыбался:
- Это для укрепления костей. Разрешаю принимать, как написано - один раз в день. Похоже, Максиму работа сельского врача пришлась по душе.
- После интернатуры я какое-то время работал в поликлинике участковым терапевтом. Очередь ко мне выстраивалась еще от входа в поликлиннику! Когда я садился на прием, у меня самого поднималась температура до 37,5. А какие в деревне очереди? Да и тут я самый главный, - шутит молодой врач. - В моем подчинении акушерка, фельдшеры, лаборантка и санитарки. Но работников все равно не хватает.
Про трудности Максим говорит мимолетом.
- Иногда работаю без обеда. И свое время я планирую не на день вперед, а на месяц, а то и два. Но в этом специфика работы в амбулатории.
На вопрос, не скучно ли жить в деревне, Максим пожимает плечами.
- Конечно, было тяжело. Особенно по вечерам, когда нечего делать. Ни в кино не пойдешь, ни в кафе. Скучновато… Но у меня жена, ребенок. Может, поэтому я не особо хандрю. (Смеется) Маленький сын мое самое большое развлечение! А еще вечера я провожу на дежурствах в городской больнице. Их бывает по 6 - 7 в месяц. Дежурю и по праздникам - на Новый год, Рождество.
- А зарплата вас устраивает?
- Вполне. Моя зарплата больше, чем у молодого специалиста в городе. Сельским врачам дают 40-процентную надбавку к зарплате.
Дома после работы Максима встречает жена и очаровательный голубоглазый рыжий малыш. Молодая семья живет в точно таком же доме, что и Аня. Но здесь внутри все обустроено, как в городской квартире: мягкая мебель, красивые ковры, плазменный телевизор. Домик семье выделило тоже агрохозяйство
- Можно сказать, нам повезло. Ведь молодым специалистам-врачам как правило не предоставляют жилье - не во всех больницах есть жилищный фонд.
- Осторожно, двери в ванну и туалет не закрываются! - предупреждает меня Максим. - Строительный дефект. Строители неправильно проложили и водопроводную трубу. Из-за этого у нас однажды замерзла вода в кране.
За всем необходимым - порошком, мылом, подгузниками для ребенка - Максим ездит в райцентр на машине. Признается, что без авто было бы сложно.
- А продукты можно купить и в магазине. Кстати, мы думаем по весне посадить картошку, огурцы, помидоры. Участка для этого хватает. Потом сделаем сарай - купим кур, свинок.
- Значит, уезжать не собираетесь?
- Пока нет. Боюсь, что в Минске на свою зарплату семью я не прокормлю.