— Мы "нарыли" какую-то большую проблему, масштаб и значение которой пока трудно оценить, но уже есть основания для вывода о том, что стронция-90 в организме белорусов может быть больше, чем считалось ранее, — говорит доцент кафедры ядерной радиационной безопасности Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова кандидат технических наук Евгений Хаджинов. — Выяснилось, что существует какой-то неизвестный канал поступления этого радионуклида, причем, что странно, зачастую накапливают его люди, никогда не бывавшие на загрязненной после аварии на Чернобыльской АЭС территории и даже родившиеся через годы после тех трагических событий. Удивительно и то, что стронций обнаруживается в детектируемых количествах далеко не у всех, хотя режим питания, образ жизни и место проживания у тех, кого мы обследовали, ничем в последние годы не отличался.
Возможность определять содержание стронция сотрудники университета получили после того, как в одной из лабораторий вуза был установлен уникальный измерительный комплекс — "Экспертный бета-гамма-СИЧ". По заданию МЧС в рамках Государственной программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС стронциевый СИЧ, то есть спектрометр излучений человека, был разработан под руководством кандидата технических наук Владимира Чудакова совместно с учеными кафедры ядерной и радиационной безопасности МГЭУ им. А.Д. Сахарова, кафедры ядерной физики Белорусского государственного университета, Института физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси и специалистами минского предприятия "Атомтех". На этом же предприятии его и изготовили. Пока в единственном экземпляре. Комплекс прошел все испытания, продемонстрировал исключительную точность и надежность, аттестован, сертифицирован и готов к тиражированию. Подобного оборудования в Беларуси больше нигде нет, а в мире существует не более десятка аналогов, работающих, впрочем, на других принципах и демонстрирующих чувствительность в 3—5 раз более низкую, чем отечественный измерительный комплекс.
Стронций — крепкий "орешек". В отличие от цезия, гамма-излучение которого обнаруживается легко и быстро, содержание этого бета-излучателя определить очень сложно даже в окружающей среде, не говоря уже о человеке. Требуется, как минимум, неделя для того, чтобы взять пробу почвы или какой-нибудь загрязненной сельскохозяйственной продукции, сжечь ее особым образом, затем выделить из пепла нужные атомы и на спектрометре определить уровень содержания в пробе радионуклидов. Но радиохимический метод совершенно не подходит тогда, когда необходимо выяснить, сколько Sr-90 поглотил организм человека. Поэтому созданный белорусскими учеными чрезвычайно чуткий детектор, фиксирующий благодаря уникальным научным и техническим решениям, прекрасному программному обеспечению ничтожно малое излучение стронция, исходящее из костей, где он накапливается, стал предметом их особой гордости. Чтобы провести разовое обследование человека, требуется вместе со всеми подготовительными процедурами примерно полчаса. Процедура совершено безболезненная. Нужно лишь некоторое время посидеть в кресле со специальным шлемом на голове, чтобы прибор зафиксировал излучаемые стронцием бета-частицы. Если они есть, конечно.
Вот уже несколько лет, пока решается затянувшийся вопрос с передачей первого экземпляра бета-гамма-СИЧа в Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (Гомель) и выпуском второго комплекса, ученые сахаровского университета исследуют студентов, а также школьников по программе ЮНЕСКО, нарабатывают статистику. За это время обследовали около 150 человек, повторяя процедуры с интервалом в несколько месяцев. В результате сложилась совершенно четкая и воспроизводимая картина: четверть обследованных имеют излучение по стронцию на уровне 50—250 беккерелей на тело, еще четверть накопили его в меньшей степени, а половина отнесена к чистой группе. При этом никакой зависимости от того, проживал ли студент до поступления в университет на пострадавшей территории или это коренной минчанин, выявлено не было. Есть среди них совершенно "чистые" выходцы из Гомельской области и "проблемные" жители столицы.
Стало быть, причина может оказаться не в загадочных особенностях обмена веществ, а в разовом, случайном поступлении стронция с какими-то продуктами питания из торговой сети. Да, контроль у нас налажен. Но при этом внимание уделяется все же менее скрытному и более распространенному цезию. А что касается радионуклидов Sr-90, то оправданием для утраты бдительности служит то, что они, как считается, находятся преимущественно в составе "горячих" частиц, то есть крохотных кусочков ядерного топлива, и потому из-за относительно больших размеров таких "капсул" не включаются в биологический круговорот. Увы, сведения эти уже устарели. По последним данным, "горячие" частицы за счет естественных процессов еще лет 5 назад начали активно разрушаться, стронций из них высвобождается, и уже в атомарной форме все больше попадает в растения и дальше по цепочке в тело человека.
Но много это или мало — 250 беккерелей?
— Вообще-то, все зафиксированные нами уровни излучения относятся к малым, — поясняет Евгений Хаджинов. — Но в мире принята беспороговая концепция радиационных эффектов, и, если мы видим, что у какого-то человека уровень излучения постоянно повышен, пусть и незначительно, это должно быть поводом для беспокойства. Во всяком случае наука не должна проходить мимо такого факта. Ведь стронций — мощный излучатель, который практически не выводится из организма. Попав в костную ткань, он может травмировать клетки красного костного мозга — основной кроветворной ткани, обладающей высокой радиочувствительностью. Приводит ли это к развитию, например, лейкоза, еще предстоит выяснить. И мы очень рассчитываем, что Министерство здравоохранения разрешит, а еще лучше, отдаст прямое распоряжение провести на бета-гамма-СИЧе обследование больных лейкозом. Только так можно проверить нашу гипотезу о том, что одной из причин этого заболевания следует считать воздействие малых доз излучения стронция. Если догадка подтвердится и у больных действительно будет обнаружено статистически достоверное превышение уровня бета-излучения костной ткани, то открытый эффект станет прорывом в ранней диагностике, которая позволит сохранить здоровье и жизнь тысяч людей.