Уже который год обещают, что в Гродно вскоре появится настоящий ночной клуб. С самым что ни на есть дресс-кодом и фейс-контролем. Мол, там гродненской молодежи привьют чувства стиля и научат правильно вести на крутых танцевальных вечеринках. Пока приходится довольствоваться обычными клубами, куда допускают всех, соблюдающих нехитрые правила внутреннего распорядка. Но некоторые уже столкнулись с непривычно звучавшей для нашего уха процедурой фейс-контроля.
Вот и одна из читательниц недавно пожаловалась: мол, дали от ворот поворот всей компании из-за того, что один мужчина среди нас просто не понравился охране на входе…
– Ему сказали, что он пьяный, поэтому во входе в заведение ему отказано, – рассказала Ирина. – Ладно, если бы он на ногах не стоял, говорил невнятно, вел себя грубо, так нет, вполне адекватный человек. Тем более у нас столик был заказан заранее.
Естественно, обиженный таким подходом мужчина попытался доказать свою правоту. Словесные разборки привели к вызову наряда милиции. Тот нарушений ни в чьих действиях не усмотрел. Мол, «пьяный» по виду совсем не пьяный, но охрана имеет право не пускать кого-либо в частное заведение.
Запись в книге жалоб, заявление в местный райотдел принесли схожий результат: нарушений в действиях «секьюрити» не было. Заведение-то частное.
Но, что интересно, заподозрив в пьянстве одного мужчину, охрана просто не пустила в клуб всю компанию. Это тоже нормально?!
– Отказать в услуге, которую оказывает заведение, администрация без причины не может. Вам всегда должны объяснить, почему вход куда-то запрещен, – уверен Вадим Рыжкевич, возглавляющий городскую организацию ОО «Белорусское общество защиты потребителей». – А уж если причина не устраивает, можете смело добиваться своего.
Например, охранник на входе утверждает, что потенциальный посетитель пьян. Во многих «уставах» записано, что опьянение охраной определяется визуально: мол, блеск в глазах, запах алкоголя, несвязная речь, развязное поведение и так далее. А если посетитель уверен, что ничего крепче чая в последнее время не пил, он вправе обратиться в те же правоохранительные органы, пройти медосвидетельствование и даже через суд «выбить» компенсацию морального вреда.
– Доказать причинение морального вреда не так уж сложно, но сумму компенсации надо выставлять разумную, а не взятую с потолка, – отметил Вадим Рыжкевич. – Заработать на этом точно не удастся.
А лучше просто не давать повода для подозрений. Как рассказал Игорь, не один год проработавший в структуре развлекательного клуба, претензии по одежде, внешнему виду со стороны охраны возникают куда реже, чем по поводу физического состояния клиента:
– Конечно, в подобные заведения приходят, чего скрывать, именно расслабиться, выпить, потанцевать. Но охране и администрации куда проще отсечь пьяного посетителя на входе, чем портить вечер и ему, и другим отдыхающим, доставая очередного гуляку из-под стола либо выпроваживая не стоящего на ногах человека за двери…
Впрочем, если дело дошло до выяснения отношений, лучше всего решать вопросы мирно, говорить уверенно и спокойно. Нормальные и адекватные люди всегда найдут компромисс. Ведь порой достаточно прогуляться по морозному воздуху десяток минут и следы употребления «разминочных» напитков испаряться вместе с паром, и претензий предъявлять уже никто не будет…
»Дресс-код (англ. dress code — кодекс одежды) — форма одежды, требуемая при посещении определенных мероприятий, организаций, заведений.
Зачастую также регламентируется стиль одежды для сотрудников, работающих в офисе, и перечень неприемлемой одежды (например: шорты, «топики», декольтированные платья, шлепанцы, кроссовки). Наиболее строгий корпоративный дресс-код можно обнаружить в банках и ресторанах.
»Фейс-контроль (от англ. face-control, дословно «проверка лица») — ограничение входа, выборочный отказ в обслуживании посетителей (клиентов), не удовлетворяющих определенным критериям. Чаще всего устанавливается развлекательными клубами, казино и ресторанами высокого уровня для недопущения лиц, в которых данные заведения не заинтересованы.
Фейс-контроль также применяется организаторами массовых мероприятий (например, концерт или дискотека) в качестве меры по ограничению доступа на данные мероприятия лиц, способных помешать его проведению. В этих случаях задача фейс-контроля – обеспечить безопасность проводимого мероприятия за счет тщательного подбора его участников.
Фейс-контроль может считаться формой дискриминации, но может и не являться таковой в случае, когда критерии входа строго установлены. Как вариант, могут не допускаться лица в состоянии сильного алкогольного опьянения, не подходящие по возрасту или одежде.
Одним из первых клубов на постсоветском пространстве, который ввел фейс-контроль, был московский «Сохо» Андрея Делоса и Антона Табакова, где вход был бесплатным, однако гостю могли отказать в посещении без объяснения причин.