5-летнего мальчика общаться с бабушкой обязал суд, но он не хочет видеться с родственницей. Родители не знают, что делать: выполнить обязанность и заставить ребенка, либо отказаться и получить штраф.
В редакцию «Вечёрки» обратился 39-летний читатель Николай Андреевич* и рассказал о непростой ситуации в его семье. По словам мужчины, теплых отношений с матерью Анастасией Ивановной он никогда не имел, а пенсионерка отсудила общение с его младшим сыном. Теперь отец мальчика вынужден два раза в месяц возить его на свидания с бабушкой, но считает, что эти встречи психологически опасны для ребенка.
Не смогли ужиться
«Анастасия Ивановна» — никак иначе, только по имени и отчеству зовут 65-летнюю пенсионерку даже близкие родственники: сын, невестка, внуки. Это инициатива самой Анастасии Ивановны, ведь она любит уважение к себе. Сыну и невестке ужиться с властной женщиной в одной квартире не удалось.
— Сложности в общении с Анастасией Ивановной у меня были с юношества, поэтому я бросил университет и ушел в армию. Но и после она постоянно писала жалобы мне на работу о том, что я уделяю ей мало внимания, хотя я всегда помогал по хозяйству, — рассказал Николай Андреевич.
Отношения в семье усугубились после женитьбы сына. Анастасия Ивановна новую хозяйку в доме не приняла, равно как и уклад молодой семьи, где не осталось места для нее.
— Свекровь постоянно высказывала претензии о том, что мы не берем ее на отдых, в поездки на природу. Обижалась, когда мы, уставшие после работы, готовим себе ужин и не зовем ее. Все жалобы выливались в скандалы и выяснение отношений. Дошло до того, что мы не могли выйти из своей комнаты и делали чай с помощью кипятильника, — вспоминает Ольга.
В такой обстановке молодые удержались на квадратных метрах чуть больше двух недель, после чего собрали чемоданы.
Квартирный вопрос испортил…
Прошло много лет. Николай с женой переехали жить в деревню Обухово, где получили трехкомнатную квартиру. Он нашел место инженера, она устроилась бухгалтером. Конфликты остались в прошлом, хотя напоминали о себе изредка приходящими к участковому жалобами от матери на плохое обращение. Однако этим дело не ограничилось. Анастасия Ивановна потребовала общения с внуком, которого видела несколько раз в жизни, и получила на это разрешение суда.
— Для 5-летнего сына встреча с бабушкой — это стресс. Когда мы увиделись в очередной раз, между нами снова разгорелась ссора с препирательствами, и мальчик стал ее свидетелем. Для него она — чужой человек, ни разу подарка от нее не видел. Теперь не знаем, что и делать… — говорит Ольга.
В то же время Анастасия Ивановна, по ее словам, второй год хранит дома слона-качалку — игрушку для внука, за которой он так и не пришел. И, возможно, уже стал слишком взрослым для этого подарка.
В беседе с Анастасией Ивановной выяснилось, что женщина готова отказаться от претензий на внука, но при одном условии. Хочет, чтобы сын выписал мальчика из ее квартиры.
— Не ужились мы из-за того, что как только они поженились, не захотели со мной разговаривать. А я женщина общительная. Потом выяснила, что невестка просто хочет заполучить мою квартиру, вот и «вытесняла» меня, — рассказала нам женщина.
Всё бы ничего, но за сыном в ее квартире закреплено 4 квадратных метра, на которых он и прописал несовершеннолетнего внука:
— Если бы сын продал мне эти четыре квадратных метра, я бы к ним никаких претензий не имела. Опасаюсь, что когда внук вырастет, то придет жить ко мне, а его родители представили меня как монстра, и он начнет мне мстить, — привела свои доводы Анастасия Ивановна.
Как оградить ребенка?
Есть ли место 5-летнему мальчику в затяжном семейном конфликте, мы попытались выяснить в разных инстанциях. Но конкретного ответа так и не получили.
Казалось бы, все по закону — согласно ст. 78 Кодекса о браке и семье бабушки и дедушки имеют право на общение с внуками. Но родители, согласно законодательству, являются основными представителями ребенка, и решают, что для него хорошо, а что плохо.
Оказалось, что об опасной для детей ситуации у нас судят только по агрессии и злоупотреблению родственниками алкоголем. А если внешне в семьях всё в порядке, дрязги в расчет не берутся. «Комиссия по делам несовершеннолетних не возьмется за это дело, наша компетенция — это родственники, ведущие антисоциальный образ жизни», — пояснила секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района Ольга Шумилина.
Вместе с тем по обращению родителей этим делам занимается местная приемная национальной комиссии по правам ребенка. Но это опять же скорее бюрократическая процедура. «Всё, что мы можем сделать — это разослать запросы в детский сад, районный орган опеки и попечительства. На мой взгляд, родителям надо обратиться за психологической экспертизой и выяснить, является ли встреча с бабушкой травмирующей, после чего предоставить заключение в суд», — пояснила секретарь приемной национальной комиссии по правам ребенка Гродненской области Светлана Кривицкая.
* Имена героев изменены
Мнение эксперта
Психотерапевт Эльвира Хмельницкая:
— Ребенок не должен участвовать в семейных конфликтах, это однозначно. В идеале необходимо примирение двух сторон, только тогда возможно общение ребенка с бабушкой. Мальчик в этом случае не станет способом примирения. Однако, на мой взгляд, очень подозрительным является тот факт, что бабушка подала в суд, чтобы установить общение с внуком. Если бы она действительно этого хотела, то решила бы конфликт другим способом: приезжала бы в гости, делала подарки, наконец, передала бы сувениры через родственников, как это делается в нормальных семьях. Скорее всего, бабушка не готова делать самостоятельные шаги для примирения. С другой стороны, сам факт судебного решения семья воспринимает как нарушение собственных границ и вторжение в их личную жизнь, поэтому людей тоже можно понять.