Лето в разгаре. Многие уезжают на отдых за границу или хотя бы за город. Те, кто остается в городе, развлекаются тоже неплохо – городские аттракционы с утра до вечера забиты до отказа. А безопасны ли колесо обозрения, прыгалки и карусельки для взрослых и детишек, которые атакуют забавы? Кто проверяет безопасность аттракционов и отвечает перед посетителями в случае ЧП?
Лишний повод подумать о своей безопасности имеется. По информации Госпромнадзора, 60-65% аттракционов в Беларуси — с истекшим сроком эксплуатации.
"Еще в прошлом году этот вопрос был поднят на уровне Совета министров. По поручению премьер-министра облисполкомы разработали графики замены аттракционов, которые не соответствуют требованиям безопасности (старые) на подведомственных им территориях. Это, конечно, не все эти 60%, но большинство", — рассказывает начальник отдела надзора за безопасностью аттракционов Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям (Госпромнадзор) Петр Климко.
Самое плохое положение с аттракционами в Лиде. А вот в Минске и Гомеле ситуация, по оценке специалиста, "самая лучшая": там аттракционов с истекшим сроком эксплуатации примерно… 50%. "Мы добиваемся, чтобы аттракционы (с истекшим сроком эксплуатации. — TUT.BY), которые не прошли техническое освидетельствование, то есть имеют какие-то серьезные дефекты, к дальнейшей работе не допускались и демонтировались", - заверил он.
Специалисты стараются, но на практике все бывает по-другому. Иногда "списанные" аттракционы опять начинают работать. Так произошло и с "Супер-8" из минского парка Челюскинцев. После демонтажа провели замену металлоконструкций и капитальный ремонт других составных частей аттракциона, т.е. восстановили его ресурс и… установили в Могилеве. Посетители могут и не догадываться, что катаются на восстановленном монстре – информация о продлении срока эксплуатации указывается только в технической документации на аттракцион.
Любопытно, что с пришедшим на смену упомянутому "Супер-8" аттракциону "Катальная гора" в прошлом году произошел казус. Вагон-кабинка с двумя девушками отсоединилась от состава, съехала под силой тяжести по "рельсам" и застряла на высоте 2-3 метра. Девушки провисели вниз головой около получаса, пока их освободили. Проведенное расследование показало, что причина случившегося – конструкторская недоработка. Завод-изготовитель по предписанию Госпромнадзора изменил конструкцию узла и произвел его замену на всем аттракционе.
Кто и как проверяет
Последний случай — единственный с тех пор, как проверками аттракционов занялся Госпромнадзор. А это уже целых три года.
До того были и очень серьезные происшествия с пострадавшими и даже погибшими. Так, в 2001 году в Калинковичах в передвижном луна-парке разбился 45-летний местный житель, две женщины получили серьезные травмы. В 2002 году в минском парке Горького на аттракционе "Сюрприз" разбился 43-летний мужчина, а в 2003 году в Бресте на 4-метровой горке "Бобровая дорога" - 21-летняя девушка.
Сейчас ежегодно перед началом сезона все аттракционы Беларуси проходят техническое освидетельствование специально обученным человеком. "Эксперт может быть как наш, так и специализированной организации, который имеет разрешение Госпромнадзора на проведение таких работ, — рассказывает Перт Климко. — Аттракцион осматривают на предмет отсутствия каких-либо дефектов, несоответствий, определяют правильность установки, монтажа в соответствии с инструкцией по эксплуатации, осматривают конструкцию, детали крепежа".
Затем железного монстра испытывают при максимальной загрузке согласно инструкции по эксплуатации. К сиденьям привязывают мешки с песком. После этого еще раз осматривают, не появились ли в ходе испытания дефекты.
Допустить к работе после всех проверок, подтверждающих безопасность, аттракцион может только специалист Госпромнадзора, которого приглашает владелец аттракциона.
Аналогичный подход и к проверкам передвижных аттракционов. Разница лишь в том, что их техническое освидетельствование производят после каждой установки на новом месте. Кстати, каждый раз они становятся на временный учет в областном Госпромнадзоре по новому месту расположения.
Важное значение для безопасности посетителей имеют проверки каруселей, которые делают сотрудники организации-владельца каждое утро, говорит Петр Климко.
При этом Госпромнадзор проверяет не все аттракционы, а только повышенной опасности – те, которые или высоко поднимают человека, или движутся слишком быстро (то есть любимые многими автодромы не инспектируют). То есть безопасность большинства детских аттракционов остается на совести владельца.
Один из частников, собственник около двух десятков передвижных аттракционов, рассказал TUT.BY, что владельцы, безусловно, бдят за безопасностью, проверяют чуть ли не лично каждый винтик. "Потому что, случись что, сами знаете, кто будет виноват", — говорит он. И добавляет, что за все время работы у него несчастных случаев не было. Кстати, мужчина сетует, что проверок со стороны Госпромнадзора уж слишком много. Но потребителям это только на руку.
Изначально безопасен
"Безопасность любого аттракциона обеспечена на стадиях, когда он проектируется и изготавливается, — говорит Петр Климко. — Он становится опасным, когда нарушают правила его эксплуатации".
Кстати, новые аттракционы, которые устанавливаются в Беларуси, должны соответствовать стандарту Республики Беларусь СТБ EN 13814-2008, гармонизированному с европейскими нормами безопасности. В нем определены допустимые пределы по скорости, ускорению и высоте. А вот про возраст посетителей в стандарте ничего не говорится. То есть производитель конструкции на свое усмотрение определяет, детям какого возраста (а также с сопровождением родителей или без) вход на аттракцион возможен.
То, что родитель не всегда может присутствовать рядом с малышом, одернуть, если тому захочется свеситься с конструкции, многих смущает. Хотя специалист Госпромнадзора уверяет, что раз так определено, значит, оставить ребенка безопасно.
Дежурный по безопасности
"Включить и выключить аттракцион не такое простое дело, как кажется обывателям. Есть такая профессия, как дежурный аттракциона", - рассказал специалист. Кажется, что заполучить такую работу может любой студент. Но перед тем как стать, что называется, у штурвала, нужно пройти обучение, которое проводит владелец. Обучение длится не менее месяца, а если работник уже имеет профессию — проводится переподготовка (от 2 недель). Аттестовывает и выдает удостоверение с фото квалификационная комиссия с участием специалиста Госпромнадзора.
Дежурный несет большую ответственность за безопасность посетителей. Он должен проверить, все ли пристегнуты, проконтролировать, можно ли допускать прокатиться того или иного человека. Меж тем часто бывает, что родители берут "Собачки" или "Детский мини-поезд" штурмом. И дежурный закрывает глаза на то, что прокатиться вместе с ребенком вопреки правилам садится и родитель.
"В основном все инциденты, несчастные случаи происходят из-за ошибок персонала – не доглядели, не пристегнули, — рассказывает начальник отдела надзора за безопасностью аттракционов. — Вторая причина – необдуманное поведение самих пассажиров. Есть случаи, когда дежурный сделал так, как надо, а потом посетитель во время движения отстегивается, встает со своего места, держится за что-нибудь. Люди есть неадекватные". Если дежурный видит, что человек нарушает правила безопасности, его задача — остановить движение и вразумить экстремала, а если потребуется — и удалить с аттракциона.
В любом случае, говорит Петр Климко, если вы боитесь отправлять малыша на аттракцион – не пускайте.
Читать — обязательно!
Прежде всего о своей безопасности должны думать сами посетители. Возле каждого аттракциона есть табличка с правилами пользования забавой. Здесь указаны ограничения по болезням, возрасту, росту, весу, отмечено, допустимо ли присутствие родителя вместе с ребенком. Читать ее нужно обязательно и внимательно оценить состояние — сможете ли выдержать нагрузку.
Некоторые же родители, вопреки правилам, требуют прокатить ребенка на каком-нибудь недетском аттракционе. Мол, купил билет – извольте. А если не пускают, еще и жалобную книгу требуют.
Кстати, сегодня разработаны и проходят согласование новые правила безопасной эксплуатации аттракционов. По ним на табличке перед аттракционом будет указано, когда была последняя проверка Госпромнадзора.
Стало плохо
Статистику случаев, когда человеку стало плохо на аттракционе, никто, к сожалению, не ведет. В самих парках рассказывают, что дурно становится многим — не могут рассчитать возможности своего организма. Вот в парке Челюскинцев был случай: катались две 15-летние подружки, с одной все хорошо, другую после "прокатки" увезли в реанимацию. Родители долго ходили по судам, но вердикт был таков: аттракцион работает нормально, сама виновата. Девушка в этом возрасте уже может нести ответственность за свои поступки и не лезть, куда ей не следует.
И не надо недооценивать опасность возможной перегрузки – переизбыток адреналина. Были случаи, когда в Штатах после "Супер-8" люди приезжали мертвыми – останавливалось сердце. Кстати, скорая помощь в парках, как правило, не дежурит.
Особенно "радуют" сотрудников парков аттракционов пьяные, рассказывает главный инженер УП "Городские парки Минскзеленстроя" Юрий Гончаров: "У наших людей менталитет такой: после шашлыка с водкой лезут кататься. Пытаемся не пускать неадекватных. Так они еще и жалобы пишут". А вообще, отмечает он, каждый человек должен сам определить, в состоянии ли он кружиться и вращаться. По внешнему виду дежурный по аттракциону не всегда может определить – все ли хорошо с человеком.
Кстати, владелец частных аттракционов рассказал, как однажды на "Дажынках" один механизатор залез на центрифугу с бутылкой за пазухой. А когда аттракцион раскрутился, решил немного глотнуть… Так все содержимое бутылки враз оказалось в желудке. С аттракциона человека вели под руки.