Взяв в руки авоську, я решил на себе проверить «овощной» дефицит. Обошел более десятка торговых предприятий. Так и не купил всего, что запланировал приобрести. А еще бросилось в глаза отсутствие выбора. Даже картошка и свекла чаще предлагаются одного сорта и размера — крупная, средняя и мелкая одновременно не лежат. То же и с капустой. Мне бы маленький вилок взять, а на прилавке огромные, как баскетбольные мячи. Их и унести–то не каждому по силам.
А соленый огурец так вообще сразил ценой. За килограмм надо отдать 5.430 рублей. И это после обильного прошлогоднего «огуречного» сезона! Стоявшая рядом покупательница посоветовала не спешить с покупкой. Дескать, можно найти и дешевле. Я так и поступил. В другом магазине с виду такие же соленые огурцы в целлофановом пакете отпускались уже по 3.710 рублей за килограмм, а в соседнем с ним — по 1.080. Почувствуйте разницу!
Причины такой разбежки ни в одном из магазинов мне так и не объяснили.
А где же белорусский чеснок? Заместитель директора Института овощеводства Национальной академии наук Николай Купреенко назвал причины, по которым эта культура у нас не в почете. Выращивание в большом объеме требует много ручного труда. На селе нынче это непозволительная роскошь! Вот никто и не берется. Хотя нужные сорта в институте есть. В этом году ситуация хоть немного должна измениться. В Гомельской области определено одно сельхозпредприятие, которое впервые будет выращивать чеснок промышленным способом. Под него отведено почти 200 гектаров пашни.
Но еще раньше на прилавках магазинов появится чеснок, выращенный в Лидском районе. На свой страх и риск фермер Валерий Шарич уже заложил осенью плантацию в полгектара. И это только начало. Фермер уже купил французскую сеялку, поэтому останавливаться не намерен. А то, что чеснок сегодня — востребованная продукция, сомнений у него нет. Товар быстро разойдется.
Валерий Шарич — не новичок в производстве овощей, которые у него вместе с картофелем занимают полторы сотни гектаров. Только в прошлом году он поставил в торговую сеть около 900 тонн лука, 500 тонн столовой свеклы. Есть у него желание освоить и другие богатые витаминами культуры. Выгода, безусловно, была бы для всех. Вот только фермер никак не добьется, чтобы выделили ему больше земли — почему–то не дают.
...А чеснок я так и не купил: с виду он будто восковой, да и цена отпугнула. Хочется своего — острого, с натуральным вкусом. И не только чеснока, но и томатов, белой редиски, корня сельдерея... Эти и другие витаминные овощи сейчас лежат на прилавках магазинов, но сплошь завозные. Дорогие — далеко не всем они по карману. Разнообразить скудный ассортимент товаров могла бы Гродненская овощная фабрика, но до сбора нового урожая там еще далеко.
Первые свежие огурцы, помидоры, укроп поступят в продажу только в начале марта. В отсутствие собственного магазина фабрика снова сделает упор на выездную торговлю. Возле таких автолавок всегда выстраиваются очереди. Привлекают и цены, и выбор. Вот только не всегда покупателю угнаться за торговлей на колесах: где и когда в городе появится такая машина, можно только догадываться.