Впервые опубликован полный текст стенограммы данного совещания. Безусловно, это один из самых значимых документов, характеризующих политику немецких оккупантов на территории Белоруссии в годы Великой Отечественной войны. Пожалуй, трудно найти другой такой ценный и достоверный документ, в котором нацистский оккупационный режим разоблачает, изобличает себя сам.
Этим совещанием руководил и выступил с большой речью генеральный комиссар гауляйтер В.Кубе, присутствовали и выступили начальники главных отделов генерального комиссариата и комиссары округов, руководители бирж труда, а также руководитель СС и полиции генерал-майор К. фон Готтберг, начальник полиции безопасности и СД генерального округа “Белоруссия” Э.Штраух, начальник полиции порядка Клепш и другие ответственные лица оккупационного режима, в том числе представители рейхскомиссариата “Остланд”.
Почти все докладчики выступали за более активное привлечение к сотрудничеству местного населения, выдвижение политически привлекательных лозунгов, создание местного самоуправления с достаточно широкими полномочиями. Причины такой позиции можно объяснить поражением вермахта на фронтах второй мировой войны, осознанием невозможности победы без активного содействия населения оккупированных территорий в целом и оккупированной Белоруссии в частности, тяжелейшими потерями немецких войск от партизанских действий.
Материалы стенограммы разбивают миф о всемогуществе Вильгельма Кубе на территории генерального округа “Белоруссия” и высокой степени его компетенции, который до сих пор бытует в исторической литературе. Горькая правда состоит в том, что гауляйтер вынужден был действовать в очень жестких рамках. В.Кубе встал во главе еще не сложившегося до конца генерального округа в то время, когда половина территории Беларуси оставалась под властью военных, а от оставшейся половины отрезали куски в пользу генерального округа “Литва” и рейхскомиссариата “Украина”.
Особую ценность стенограмме придает тот факт, что ни ее оригинал, ни ее копии не были выявлены в других архивах, в том числе и немецких. О наличии документа только в Национальном архиве республики неоднократно говорили не только белорусские, но и зарубежные историки, в частности немецкий исследователь германского оккупационного режима в Белоруссии в 1941—1944 годах Кристиан Герлах.
В издании, кроме перевода на русский язык, помещен текст документа на немецком языке.
Признания высшего руководства генерального округа, сделанные им на этом совещании, — лучшее свидетельство звериной сущности оккупационного режима и эффективности партизанского движения на территории Белоруссии.
В своей речи В.Кубе, в частности, отметил:
“Вопрос руководства имеет здесь немаловажное значение.
Был издан приказ, согласно которому запрещается подвозить местных жителей в автомобилях вермахта...
И вот мы подошли к разговору о серьезной опасности — взяточничестве, распространенном на этой территории...
В первую очередь мы должны действовать здесь, за границей, как национал-социалисты”.
А вот что говорил начальник отдела “Пропаганда — пресса — радио — кино” Шретер:
“...Когда, далее, слышишь, например, что белорус со своей семьей преодолевает пешком свыше ста километров, возвращаясь из тыла группы армий “Центр” на свою освобожденную родину, чтобы служить немцам, верно руководит своей деревней, а затем его расстреливают вместе со всеми мужчинами, кого смогли схватить, так как из одного дома стреляли по немцам, когда в различных населенных пунктах после окончания сеанса хватают и направляют на работы в Германию, когда начальник немецкого учреждения, которому нужны чистильщики снега, приказывает окружить профессиональное училище, так что участники курсов в панике через окна бегут в лес, то в таких случаях не поможет и самая лучшая пропаганда!”
Материалы стенограммы — ценнейший источник по истории Холокоста на территории Белоруссии.
В своем выступлении на совещании гебитскомиссар Лидского округа Ханвег признал:
“В Лидском округе насчитывалось 20 тысяч евреев. Они были устранены (уничтожены. — Э.И.) в ходе однократной пятидневной акции в мае прошлого года, за исключением остатка в 4500 человек. Имеющийся на сегодня остаток располагается в двух гетто — в самой Лиде и в Щучине”.
Отчитываясь о положении в Вилейском округе, гебитскомиссар Хаазе сказал:
“В Вилейском округе проживают еще около 3000 евреев по сравнению с примерно 20 тыс. (включая тех, которые в связи с передачей моих северо-западных районов Литве были переселены оттуда в округ и составили здесь большинство) в 1941 году. Из этих 3000 евреев никто не проживает на прежнем месте жительства. Все гетто ликвидированы...
В соответствии с этим еврейский вопрос в моем округе будет, надо полагать, полностью решен”.
В своем докладе на совещании начальник СС и полиции бригаденфюрер СС К. фон Готтберг подчеркнул:
“...Ясно одно — задача полиции состоит в усмирении края и обеспечении безопасности...
До сих пор допускалась одна основная ошибка — возможным считалось, укрывшись в опорных пунктах, обеспечить охрану территории из бойниц. В борьбе против банд (имеются в виду партизанские отряды. — Э.И.) такая позиция в корне ошибочна. Обеспечить безопасность можно только действиями в предполье, так как наступление — лучшая форма защиты...
Мой печальный опыт свидетельствует, что когда в целях привлечения на борьбу с бандами всех немецких сил сведения распространялись слишком рано, то противник оказывался в курсе дела прежде, чем я наносил удар. Я не могу не просить настоятельно о том, чтобы вы уяснили: важнейшее в борьбе против банд — умение держать язык за зубами...
Приказы Ворошилова или Сталина, получаемые руководителями его банд, говорят о том, что главное внимание в деятельности партизан уделяется коммуникациям, складам снабжения вермахта и т.п., и именно там они создали свои центры”.
Еще откровеннее высказался руководитель службы безопасности в Минске оберштурмбанфюрер СС Штраух:
“И все же важнейшим направлением деятельности является борьба с партизанами. Нам задают вопрос — почему вы не можете справиться с партизанами? Этот вопрос был задан мне и в Берлине. Я считаю, что партизанское движение нельзя недооценивать... То, что банды в настоящий момент сильнее нас и наносят ущерб, — это факт...
Как войска мы неповоротливы, а бандиты легче и маневреннее нас... Мы не можем два дня обойтись без горячей пищи и вынуждены тащить за собой полевые кухни, а русский может. И переходы мы не можем совершать такие, какие совершает русский...
Разведка у банд налажена лучше, чем у нас... Нам нужно противопоставить противнику такую же, если не лучшую разведывательную службу”.
К сожалению, в стенограмму не включено заключительное слово генерального комиссара В.Кубе, а также не зафиксированы реплики, которые он неоднократно подавал по ходу докладов. Собственно, авторы документа назвали его протоколом, однако составители считают, что более адекватен термин “стенограмма”.
Хотя издание рассчитано на историков и преподавателей гуманитарных дисциплин, оно будет очень полезным всем, кто интересуется историей Беларуси периода Великой Отечественной войны.
Эмануил Иоффе, профессор БГПУ им. М.Танка, доктор исторических наук, newsvm.com