Популярная в советское время мелиорация опять возвращается в Беларусь. Работа по осушению болот в Гродненской области должна начаться уже в этом году.
С одной стороны, это позволит продлить жизнь торфобрикетным заводам — люди не потеряют работу. С другой — осушение болот может привести к исчезновению последних в Европе естественных болотных экосистем. Это, в свою очередь, вызовет уничтожение краснокнижных видов растений, птиц и животных.
Болото обещали обследовать
Первой «жертвой» масштабной добычи торфа должно стать Святое болото в заказнике «Озёры» под Гродно. Правда, прежде чем техника заедет на территорию заказника, экологи проведут научное исследование. По словам консультанта отдела земель и ландшафтов управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды Аллы Гринчик, изучать Святое болото будут сотрудники НАН Беларуси. «К сентябрю ученые представят заключение, где укажут, целесообразно ли добывать торф на территории заказника, уточнят границы мелиорации, а также определят, как осушение повлияет на уровень грунтовых вод и гидравлический режим нетронутой части «Озёр», — объясняет специалист.
Пока решение о Святом болоте обсуждают, сотрудники заказника выступают против предстоящих перемен. Им не нужны заключения экологов, последствия проводимой ранее мелиорации они видят каждый день: «Озёры» граничат с пустыней, километрами деградированных земель. «Несмотря на то что процесс отвода земли еще не начался, мы уже получили карту разработки, где торфобрикетный завод «Вертелишки» планирует добывать торф», — рассказывает специалист первой категории республиканского ландшафтного заказника «Озёры» Татьяна Жук.
Около 4 миллионов евро повисли в воздухе
Следующим может стать заказник «Докудовское» в Лидском районе, где начало работ запланировано на 2013 год. Часть болота здесь уже осушалась в советское время, и проводилась торфодобыча. Пять лет назад за деньги Глобального экологического фонда начали восстанавливать нарушенный гидравлический режим, полтора года назад в «Докудовском» закончилось повторное заболачивание. По словам научного координатора проекта ведущего научного сотрудника НПЦ по биоресурсам НАН Беларуси Александра Козулина, результаты проделанной работы уже есть: на восстановленной территории меняется растительность, характерная для более влажного климата, начал появляться сфагнум (мох, из которого образуется торф. — Прим. «ВГ»).
«Оказав финансовую поддержку, ГЭФ попросил взамен лишь гарантии, что мы будем использовать болото устойчиво (сохранять болото в его естественном, нетронутом виде. — Прим. «ВГ»). Однако добыча торфа на докудовских землях абсолютно противоречит этому», — говорит Александр Васильевич. Судьба заказника вызвала резонанс на республиканском и международном уровнях. «Руководство страны получило письмо от представителя ООН/ПРООН в Беларуси Антониуса Брука, где сказано, что, если болотам все-таки подпишут приговор, финансирование всех экологических проектов за счет средств ЕС будет приостановлено. Так, сейчас ГЭФ заморозил проект разработки стратегии по устойчивому использованию болот стоимостью около 4 миллионов евро», — объясняет ученый.
«Пятьсот гектаров, которые хотят отдать под торфодобычу из заказника «Докудовское», — это больше четверти его территории. Если их изымут, последнему верховому болоту в Гродненской области наступит конец», — предостерегает Александр Козулин. Хотя решение правительства сложно изменить, в Минприроды пока надеются, что «Докудовское» все-таки спасут. По словам заместителя начальника управления биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды РБ Натальи Жаркиной, точка в истории еще не поставлена: «Мы будем вести диалог с властью, привлекать общественность и искать альтернативу, чтобы сохранить уникальную болотную экосистему».
Воздухом можно торговать
Болота, благодаря процессу торфообразования, поглощают из атмосферы СО2, причем на длительный срок, высвобождая кислород. Поэтому для Беларуси, пока имеющей в наличии естественные болотные угодья, особенно перспективной выглядит идея торговать квотами на выбросы углекислого газа.
Святое болото — компенсатор для завода
По словам заместителя директора ПУ «Гродномежрайгаз» Геннадия Давкшиса, разведка по добыче торфа на Святом болоте была сделана еще в 1959 году. Тогда эту территорию отвели под компенсатор. На данный момент запасов торфа в Гродненском районе хватит для работы предприятия на ближайшие 7–10 лет, осушение Святого продлит жизнь заводу еще на 20. После чего для торфобрикетного завода будут искать новые компенсаторы. Производимые в Вертилишках торфяные брикеты продают ЖКХ и людям, которые живут в частных домах, для отопления. Рыночная стоимость одной тонны торфа составляет
365 000 (с НДС).