Национальный статистический комитет Белларуси обнародовал новую статистику по инфляции, которая огорчила большинство белорусов: за сентябрь она составила 1,3%, а в годовом выражении – 10,2%. Месяцем ранее годовая инфляция была на уровне 9,8%.
Причем в сентябре, в отличие от августа, быстрее дорожали продовольственные товары – на 2,1%. Непродовольственные добавили в цене 1%, услуги – 0,5%.
Что подорожало в магазинах?
По статистике, в сентябре почти в два раза подорожали огурцы и в полтора – помидоры.
Стали дороже бананы – на 30%, а дешевле – свекла и морковь (как раз подоспел новый урожай) на 16 и 17% соответственно.
Обидно и то, что в этом году республика побьет рекорд пятилетней давности по инфляции. И планам правительства – вложиться в пятипроцентный порог – не суждено сбыться. Впрочем, это было понятно едва ли не сразу.
Так в чем причина резкого инфляционного скачка? И ждать ли еще подорожания товаров и продуктов на прилавках до конца 2021 года? Sputnik узнал мнение экспертов.
Внешний фактор
Большинство топ-менеджеров финансовых компаний убеждены: мир входит в так называемый инфляционный цикл. Собственно, и Беларусь затронул быстрый рост цен.
Даже в США с их мощной экономикой инфляция по итогам августа составила 5,4%, и это максимум с 2008 года. При этом эксперты убеждены, что инфляция в Америке будет сохраняться на высоком уровне некоторое время, а в 2022 году начнет замедление по мере роста экономики.
К слову, Европа также фиксирует рекордный рост цен почти на все. По итогам августа инфляция в еврорегионе составила 3% в сравнении с тем же месяцем 2020 года.
«Надо понимать, что после периода локдауна и ограничений мировая экономика демонстрирует интенсивный спрос на ресурсы – металл, дерево, топливо. И как результат – очень высокий рост цен, вплоть до спекулятивного, на многие товары и сырье. Конечно, это затрагивает и Беларусь. Потому что белорусская экономика неразрывно связана с мировыми экономическими процессами», – считает экономист, эксперт БИСИ Алексей Авдонин.
Смягчение монетарной политики
Кроме того, многие центральные банки Европы и США сильно смягчили монетарную политику. Это было намеренное решение, реакция на пандемию. Собственно, это и привело к инфляционному скачку.
Проблема в другом: никто не предполагал, что пандемия затянется на несколько лет. И способность мировой экономики давать показатели роста в будущем году остается под большим вопросом.
При этом резко возвращать в прежнее русло монетарную политику финансовые институты не будут, это чревато новой рецессией.
Снижение курса доллара
Американская экономика, несмотря на потрясения, продолжает оставаться у руля мировых процессов. Большинство стран мира столкнулись с волной финансового давления, которое связано с активными действиями США, как главного эмиссионного центра, по снижению курса доллара ко всем крупным валютам.
«Это делается намерено, чтобы повысить экспортные возможности США на мировых рынках, особенно это делается в пику валютной политике КНР. И это тоже в итоге сказывается на мировых ценах, стоимость валюты снижается, а цены растут. Безусловно, Беларусь также попадает под это давление», – считает Авдонин.
В любом случае, инфляционный рост в момент восстановления экономики стран после пандемии – несколько лучше, нежели тотальный контроль за ростом цен, который может в итоге привести к более отдаленным инфляционным всплескам и даже обвалам валюты.
«Согласно ключевым экономическим исследованиям, приемлемая норма для роста экономики – это примерно 7% инфляции. Да, этот порог в Беларуси превышен. Но нужно помнить, что нынешний год с экономической точки зрения нетипичный. Поэтому нормализация цен будет, но, скорее всего, уже в следующем году», – полагает эксперт.
Контроль цен в Беларуси
Напомним, белорусский МАРТ продлил регулирование цен на 30 групп социальных товаров. Контроль за ценообразованием будет вестись до 31 декабря 2021 года. В перечне много всего: рыба и консервы, колбаса, сыр и молоко, детское питание, мясо, а еще масло, яйцо, сахар, кофе, соль, хлеб, мука, крупы, чай, картофель и яблоки.
В МАРТ также уповают на мировой скачок цен на продукты: в августе глобальный рост на продовольственную группу превысил 30% (по данным ведомства).
Но сдерживание роста цен на социально значимые товары – это нормально, полагают некоторые специалисты. Эта мера обеспечивает стабильность, которая нужна в непростое время малоимущим гражданам.
«И сейчас многие страны Европы вводят также некоторые ограничение на рост цен, чтобы не допустить погружения населения в состояние нищеты по категории, которую определяет ООН. И не нужно думать, что потом, когда регулирование будет снято, эти товары резко вырастут в цене. Сейчас экономические процессы находятся в более тонкой системе управления, нежели раньше, в постсоветское время, идет плавное регулирование цен, чтобы не допустить шоковых скачков стоимость продуктов, которые были характерны экономике в 90-е годы», – отмечает Авдонин.
Скрытая инфляция
Многие эксперты полагают, что в Беларуси есть два типа инфляции – официальная и неофициальная. Официальный показатель в республике считает Белстат по формуле, где берутся в расчет цены на продукты, сигареты и алкоголь, билеты на проезд в общественном транспорте, коммунальные услуги и многое другое.
«Потому есть еще и неофициальный показатель. Я его называю «хлеб, молоко и колбаса». Потому что потребительская корзина по Нацбанку и Белстату слишком велика. А народ, как правило, оценивает уровень цен по тем товарам, которые покупает ежедневно. И если то же молоко либо колбаса, резко подорожали – значит, люди замечают эту инфляцию, а если цены на билеты в кино немного снизились – этого никто не заметит», – делится мнением со Sputnik эксперт фондового рынка и финансовый консультант ЗАО «Айгенис» Михаил Грачев.
Что ожидать в будущем?
Некоторые экономисты не исключают, что в Беларуси и в 2022 году может сохраниться высокий уровень инфляции.
Пока страна извлекает выгоды от высокого экспортного спроса на товары и рост мировых цен на продовольствие. Но если мировая экономика продолжит и далее быстрый рост цен – это может быть чревато валютными обвалами на финансовом рынке. И здесь Беларусь может ощутить эти последствия.
Ужесточение монетарной политики ФРС, ЕЦБ, Банка Англии может замедлить мировой экономический рост на несколько лет вперед. А значит, внешний спрос может сократиться. Что для Беларуси тоже не очень хорошо, и по итогу мы увидим отражение такой ситуации на ценниках в магазине.
Еще один фактор риска: наращивание кредитования отечественной экономики, чтобы поддержать на короткое время высокие показатели по росту ВВП.
Прогноз ЕАБР
В Евразийском банке развития (ЕАБР) считают, что рост цен в республике поддерживают слишком высокие инфляционные ожидания, а также дорожающее сырье на мировом рынке.
Какой же будет инфляция в Беларуси в 2022 году? По прогнозам ЕАБР – она замедлится до 6,5%. Этому поспособствует умеренный рост цен на сырье.
При этом в республике сохранятся повышенные инфляционные ожидания, они и будут являться сдерживающим фактором в выполнении запланированных показателей Нацбанка.
Влияние экономических санкций
Еще один фактор для роста инфляции: непредсказуемость западных санкций. Большинство экспертов сходятся во мнении: последствия ограничений белорусская экономика еще не ощутила в полной мере.
Кроме того, вероятно принятие и пятого пакета рестрикций, которые могут ударить по самым прибыльным белорусским отраслям – калийном и нефтеперерабатывающем секторе.
А потому пока прогнозы ЕАБР кажутся многим экономистам очень даже оптимистичными. Так как слишком много рисков раскрутки инфляционной спирали. Да и по 2021 году все непросто – не исключен рост инфляции и выше 11%.