«Я думаю, [в 2017 году] будет около нуля, может быть и падение на 2%, как рынок показывает сейчас», — сказал Микшис.

По итогу января-сентября 2016 г., по данным Белстата и «Белгоспищепрома», сегмент белорусского пива сократился на 0,9%. При этом весь рынок сокращается более значительно за счет снижения продаж импортного пива. За 8 месяцев импорт упал на 3,2%, что повлекло за собой ужесточение конкурентной борьбы на локальном уровне.

По словам Микшиса, в 2017 году многое будет зависеть от решений регуляторов рынка. На состояние пивного рынка помимо погодных условий сильно влияют экономические условия: падение доходов населения, акцизная политика и так далее.

На днях власти снизили ставки акцизов на крепкий алкоголь до конца текущего года, хотя ранее планировали их увеличение на 4 квартал. «Мы зависим от этого. Чем меньше акцизы на водку, тем больше ее пьют, независимо от рекламы или еще чего-то. В Беларуси слишком низкие акцизы на крепкий алкоголь», — считает топ-менеджер.

По его мнению, на рынок пива повлияет и решение по рекламе этого напитка. «Если вообще запретят рекламу, тогда падение неизбежно. Покупатели на это отреагируют», — отметил гендиректор.

На повестке дня и ряд инициатив МВД по ограничению торговли алкогольной продукцией по времени и месту. Грядущие нововведения по открытию в магазинах обособленных отделов по продаже спиртных напитков Микшис назвал «шагом назад». «В свое время, наверное, в конце 90-х, у нас в Литве тоже выделяли обособленные отделы [для продажи алкоголя]. Были магазины в магазине. Сейчас я прихожу в „Максиму“, и там из [условно] 20 касс в шести самообслуживание. Все идет к увеличению эффективности торговых площадей, ресурсов, снижению людского труда. Думаю, когда-то это придет и в Беларусь», — сказал пивовар.

На аргумент, что таким образом государство борется с алкоголизмом, топ-менеджер отреагировал следующим образом: «Если борьба, то продажу алкоголя надо вообще запретить. Как в исламе». «И если борьба, то тогда государство не должно требовать от меня заплатить столько-то налогов, увеличить объемы производства и так далее. Если борьба с алкоголем, то в планах должно быть не расширение мощностей, а сжимание. Мы просто перепрофилируемся в лимонадозавод, будем только квас производить. Либо будем заниматься только экспортом. В Беларуси будет ноль алкоголя. А сколько будет нелегального алкоголя?» — комментирует директор пивзавода. «Вообще это сложный и спорный вопрос. Я, конечно, говорю утрированные вещи. Но тем не менее. Как регуляторы решат, так мы и будем приспосабливаться к тому, чтобы работать в этой стране», — добавил он.

Вместе с тем в качестве примера борьбы с алкоголем Микшис назвал Польшу, где поставили задачу по снижению доли потребления крепкого алкоголя и увеличению слабого. «На пиво поставили акциз, который втрое дешевле, чем на водку. Теперь страна пьет больше всего пива и меньше — водки», — утверждает Микшис.

Еще один большой риск на взгляд мажоритарного акционера ОАО «Лидское пиво» финского концерна Olvi — это дебиторская задолженность. Микшис не раскрыл объем просрочки, но сказал, что «государство не должно пускать эту проблему на свободу». «Если нам не платят, то что говорить о маленьких производителях. Я, конечно, понимаю их (торговые сети. — Прим.TUT.BY) тоже. Когда у тебя ставки по кредитам измеряются в двухзначных числах, а тут ты получаешь деньги даром, почему бы ими не воспользоваться. Надо иметь высокую силу духа и порядочность, чтобы противостоять этому соблазну. Понятно, что всем нелегко. Когда нет денег, надо как-то выкручиваться. Мы могли крайними сделать наших поставщиков — например, „Белсолод“. Или поставщиков преформ, колпачков, этикеток. Если нас прижмет, то мы, наверное, тоже скажем, что мы увеличиваем рассрочку для своих поставщиков. Но цепочка может разорваться, что приведет к массовым банкротствам», — заявил Аудриус Микшис.

Гендиректор лидского пивзавода также ответил, что «с каждым годом растет желание доминирующих сетей на все большую скидку». «Но я надеюсь, что в скором времени бармалейские желания — что хочу с вами, то и делаю — уйдут в историю, а станут [в почете] более цивилизованные условия», — резюмировал он, подчеркнув, что «есть несколько сетей, которые платят как часы».

     

04.11.16