В Лиду гражданин Америки Джон Пинкевич переехал несколько лет назад. За это время свил уютное семейное гнездышко в агрогородке Ёдки: построил дом и обзавелся тремя детьми. Ян Пинкевич первые свои 15 лет прожил в Бресте. В 1990 году его семья эмигрировала в США. Там он получил гражданство, а вместе с ним и новое имя – Джон. Сейчас же представляется исключительно по-нашему – Ян. О прошлой жизни в США и дне сегодняшнем в нашей стране белорусский американец рассказал корреспонденту «ПВ».
«В Чикаго поляков уже больше, чем в Варшаве»
Сразу семья Пинкевич приехала в Ютику, штат Нью-Йорк. Там уже жили родственники и отца, и матери. Но родителям не понравился этот американский городок, и они поменяли его на пригород Чикаго. Здесь осели на ближайшие шесть лет. В Америке отец Яна успел лишь поработать у итальянца, который занимался выпечкой хлеба. Затем ушел на пенсию. Мама все время работала в госпитале санитаркой в операционной.
– Чувствовал ли себя иностранцем? Только вначале. Америка – это же сплошные эмигранты, контраст наций. В Чикаго живет уже больше поляков, чем в Варшаве, – говорит Ян. – Язык выучил быстро – молодым это легко дается. Без проблем окончил общеобразовательную школу. Дальше – два года учебы в колледже в Чикаго на автомеханика. Но по специальности не работал. Устроился к русскоязычному предпринимателю, который занимался отделкой фасадов.
Попробовал себя Ян и в роли спортивного массажиста. Но в Америке это не прибыльно.
– Массаж – удовольствие недешевое. Американцы же деньги попусту не тратят. Особенно в Чикаго. Здесь в первую очередь вкладывают не в себя, а в бизнес, – продолжает мой собеседник.
«Если ты не сдал какой-то учебный предмет, тебя не отчислят»
Следующей «остановкой» Пинкевичей в Америке стал город Спокан, штат Вашингтон. Ян пошел работать в госпиталь вместе с мамой. Образования специального не требовалось, но работа не для слабонервных.
– Я любил «подсматривать» за операциями. Некоторые длились по 11 часов и больше. И врачам ни в коем случае нельзя отлучаться. Поэтому они работают в памперсах, – рассказывает мой собеседник. – Зато доктора и получают хорошо в Америке. Зарплата хирурга – 600 тысяч долларов в год. А если он первоклассный специалист, то выходит 1,5-2 миллиона долларов в год.
Ян также попытался получить медицинское образование. Но врожденное отсутствие усидчивости его подвело.
– Мне очень нравится американская система образования, – говорит Ян. – Если ты не сдал какой-то предмет, это не страшно. Тебя не отчислят, но ты должен брать заново этот курс и проходить его с нуля. Но я дальше пытаться не стал. Понял, что медицина – это не мое.
«В Америке очень легко открыть свой бизнес»
И снова смена места жительства – город Ванкувер.
– Здесь начал свой бизнес, но не самостоятельно, а, как говорят американцы, franchise – «под крышей», под существующим уже именем, – рассказывает Ян. – Заключил контракт с довольно большой и известной клининговой компанией, внес первый взнос – 12 тысяч долларов – и приступил к работе. В США такая тенденция: если ты открываешь бизнес самостоятельно – 90% станешь банкротом, а франчайзинг – это 90% успеха.
В основном Ян занимался уборкой офисов. 17% дохода приходилось отдавать. За плохо выполненную работу контракт могли расторгнуть. Но его ценили, предлагали большие и самые ответственные объекты.
– Вообще в Америке очень легко открыть свой бизнес. Система налогов лояльная, она направлена на развитие малого бизнеса: если ничего не заработал, деятельность не облагается налогом, – продолжает мужчина. – В принципе первые пять лет я вообще не платил налог. Я закупил инвентарь, химические средства, моющие машины – это считалось и вложениями, и расходами на ближайший период.
У бизнеса Яна были перспективы, на него трудилось еще несколько человек. Сам подрабатывал вдобавок на стройке. Но о дальнейшем развитии не думал, довольствовался тем, что есть.
– Не люблю суеты, – неоднократно во время беседы подчеркивает Ян. – Хватает денег – и хорошо. Мне ближе размеренный образ жизни.
«Если бы вернулся, то только во Флориду»
Однажды Ян приехал в гости к друзьям во Флориду. И остался. В первую очередь из-за природной красоты. Океан, киты, чудесный пляж…
– А еще там очень много рыбы. С другом очень любили на лодках рыбачить: возьмем с собой электроплитку, наловим и прямо на месте готовим, – вспоминает бывший американец. – Если бы вернулся в Америку, то только во Флориду. Может, сложнее с работой, но что-нибудь придумал бы. Это спокойный город, где проживает больше тех, кто уже на пенсии.
О личной жизни мужчина думал и в Америке. Присматривался, но как-то ни к кому не лежала душа.
– Жизнь в США крутая. Многие русские там очень хорошо живут, свой бизнес имеют. Понятно, что и девушки хотели мужчину со статусом. А я не стремился к высокому уровню жизни, – объясняет мой собеседник. – Нужно было бы постоянно поддерживать стандарт: Ивановы купили диван и нам надо, они купили «Мерседес», и я должен. А родители меня научили жить для себя, а не для людей.
Жениться? Только на белоруске!
«Американки американками, но в жены нужно свою, белоруску, брать. Мы тебе уже нашли невесту, – сказали тети из Бреста. – Давай, приезжай».
И Ян взял билет в Беларусь. Правда, нынешняя жена Ирина оказалась не из претенденток родственниц. Будущую супругу мужчина выбрал себе сам. Отдыхая в компании друзей, сразу глаз положил на симпатичную незнакомку. Влюбился…
– Мне было уже 36 лет. К вопросу создания семьи подходил серьезно. А в Ирине увидел и жену, и маму будущих детей, – говорит Ян. – 26 января 2013 года. Брест. Мороз -19°С. А у нас свадьба. Затем незабываемый медовый месяц в Шри-Ланке.
Лиду увидели в УouТube
В Лиду молодые супруги Пинкевич переехали в первый же год жизни. Ни Ян, ни Ирина раньше здесь не были. Выбрать будущее место жительства помог ролик про Лиду в YouTube.
– Сняли квартиру на Космонавтов, потом на Советской и планировали свое жилье. Нашли хороший участок под строительство в Ёдках. За 6 месяцев вместе с помощником построил каркасный деревянный дом. Во дворе – аттракционы для детей, – рассказывает Ян.
С детьми тянуть Пинкевичи не стали. В ноябре 2013-го родился Елисей. В декабре 2014-го – девочка по имени Есфирь. Летом 2017-го на свет появилась Ева.
Быстро семья обзавелась друзьями и знакомыми – во многом благодаря увлечению главы семьи спортом. Ян искал, где поиграть в Лиде в волейбол. Пришел в спорткомплекс «Юность», в спортзал Лидского колледжа. Так начались первые тесные знакомства с лидчанами. Сегодня он с удовольствием играет в волейбольной команде, созданной в Ёдках.
Ян – гражданин Америки, в Беларуси у них оформлено лишь временное пребывание. Поэтому устроиться на постоянную работу не может. Но вложенные когда-то в Америке деньги в недвижимость сегодня дают свои проценты и позволяют жить не хуже, чем все.
– Главное для меня – семья. Мы с женой очень любим детей. Много времени проводим вместе. Конечно, скучаю по своим родным. В Америке осталась большая семья: мама, у старшего брата шестеро детей, одна сестра сейчас беременна шестым, у другой сестры – четверо детей, у второго брата – трое и у младшего – шестеро. Папы, к сожалению, не стало 3 года назад. В Америку жену и детей возил, но переезжать туда не собираемся. Нам нравится в Беларуси, в Лиде, в Ёдках… Здесь жизнь дешевле, спокойнее. Мы нашли свой райский уголок на земле, – подытоживает Ян Пинкевич.